Вино в живописи (XIX - начало XX века)

evgeniya25 ноября 2011
Говоря о вине в живописи было бы несправедливо не сказать о целой эпохе, принесшей искусству новые направления, в корне изменившей взгляд на художественные средства и содержание. Это период XIX – начала XX веков. Художников перестали удовлетворять изобразительные средства и цели академической живописи. В век технического прогресса, бурного развития промышленности и науки, резкого ускорения темпа жизни они искали способы запечатлеть мир в его изменчивости, уловить красоту момента, оставить на холсте секундное впечатление. Отсюда название этого направления – импрессионизм (от фр. impression — впечатление).

Одним из родоначальников импрессионизма считается Э. Мане (1832-1883). Его картины долго не признавались критиками, особенно скандальное полотно «Завтрак на траве» (1863).


Э. Мане. «Завтрак на траве» (1863)

Вам не кажется, что эта картина напоминает фотографию? Это ощущение создается за счет непривычного академическому искусству использования светотени. Необычная техника с использованием достаточно грубых мазков, смелый сюжет (обнаженная женщина в компании одетых мужчин, которые не обращают на нее внимание, без смущения смотрит на зрителя) вызывали негодование критиков. Многие картины художника оставались непринятыми. Но все же Э. Мане получил признание после того, как выставил полотно «Испанский музыкант (Гитарреро)» (1860). На картине изображен молодой человек с гитарой в момент исполнения, рядом с ним на переднем плане – пара луковиц и кувшин с вином. Картина навеяна впечатлениями от испанского музыканта, она очень эмоциональна. Заметьте, кувшин вина изображен больше для уравновешивания композиции, а не как самостоятельный объект.


Э.Мане. «Испанский музыкант (Гитарреро)» (1860)

Кисти Э.Мане принадлежит работа «В кабачке папаши Латюиля» (1879). Мы видим двух молодых людей, явно увлеченных друг другом. В руках молодого человека бокал вина, но он уже не служит помощником для непринужденной беседы. Мне даже кажется, он немного отодвигает его. Это просто элемент сервировки стола.


Э. Мане. «В кабачке папаши Латюиля» (1879)

Пьер Огю́ст Ренуа́р (1841-1919) часто на своих картинах изображал красивую, веселую жизнь французского общества, неотъемлемой частью которой и по сей день остается вино. Посмотрите, каким легким светом наполнена картина «Завтрак лодочников» (1881), как непринужденно беседуют дамы и кавалеры, как накрыт стол: стол, фрукты, вино. Кажется, что время на секунду застыло, и, стоит отвлечься, продолжится беззаботное, оживленное утро. На первом плане - очаровательная девушка с собачкой - будущая супруга О. Ренуара.


О. Ренуар. «Завтрак лодочников» (1881)

«Бал в Мулен де ла Галетт» (1876) тоже изображает место отдыха людей среднего класса. Яркие фонари, танцующие пары, мягкие улыбки на лицах, бокалы вина на столе – все это создает особую атмосферу. Стоит заметить, что художник изображает отдых людей среднего низшего класса. Это не чопорный вечер, не собрание высшего света с тонким манерами, скорее искреннее, открытое веселье, совсем не похожее на античную вакханалию. Вино здесь – только привычный атрибут жизни французского общества.


О. Ренуар. «Бал в Мулен де ла Галетт» (1876)

Анри́ Мари́ Раймо́н де Тулу́з-Лотре́к-Монфа́ (1864-1901) (Анри Тулуз-Лотрек) также изображал жизнь французского общества, однако он сосредоточивал свое внимание на постоянных посетителях и работниках увеселительных заведений, приподнимая завесу веселья и показывая их настоящую, часто неприглядную действительность. На полотне «В ресторане Мье» изображены «потрепанные» мужчина и женщина, явно злоупотребляющие алкоголем.


А. Тулуз-Лотрек. «В ресторане Мье» (1891)

Как точно переданы их лица, благодушное от опьянения, одутловатые, размытые взгляды. Теплая цветовая гамма, отсутствие динамики в картине только усиливают ощущение медленного разложения, начала конца. На столе изображена бутылка вина и два бокала. Однако они не являются атрибутом праздника. Более того, создается ощущение, что в бутылке отвратительный дешевый портвейн.

Надо отметить, художник был знаком с жизнью такого общества не понаслышке. Он, имея знатное происхождение, большую часть времени проводил в кабаках, публичных домах, знал многих их обитательниц, дружил с ними. Ему были известны их тяготы и переживания. В таком обществе вино было способом забыться, уйти от грязной реальности, залить пустоту, скрывающуюся за пьяным весельем. На картине «Пересохшая глотка, или Любительница выпить» (1888) изображена пьющая женщина за очередной бутылкой вина. В очередной раз художник точно передал состояние пьющего человека, мы вновь видим взгляд, пустеющий с каждой бутылкой.


А. Тулуз-Лотрек. «Пересохшая глотка, или Любительница выпить» (1888)

И вновь вино – не магический атрибут, а пьянство – не развеселые древние оргии в честь Бахуса. Это одиночество, трагедия конкретного человека.

К концу XIX импрессионизм начал изживать себя, многие художники пытались найти свой собственный стиль, ставили перед собой цель не только запечатлеть мгновение жизни, но и затронуть существующие проблемы. Рождается так называемый постимпрессионизм, одним из ярких представителей которого считается Поль Сеза́нн (1839 – 1906). В своих картинах он экспериментирует с плоскостью, светотенью. Многим его работам свойственная сине-зеленая гамма. Его кисти принадлежат прекрасные натюрморты, выполненные в его уникальном стиле. Например, «Натюрморт с корзиной яблок» (1890-1894).


П. Сезанн. «Натюрморт с корзиной яблок» (1890-1894)

Вино – самостоятельный участник картины, важная часть общей композиции. Автор не стремится к реалистичности изображения, детальной передаче тонкостей. Скорее он передает атмосферу, эмоции, вызванные этим сочетанием предметов.


П. Сезанн «Натюрморт с бутылкой мятного ликера» (1893-95)

«Натюрморт с бутылкой мятного ликера» - удивительная, на мой взгляд, по колориту картина. Особенно завораживает ткань с необычным рисунком, закрывающая почти большую часть бутылки. Таким образом, мы столкнулись с еще одним жанром, в рамках которого вину часто уделялось внимание – натюрморт. Причем интерес художника зачастую вызывает не суть самого напитка, а его внешняя красота, красота посуды, их органичность в общей композиции. Именно в натюрмортах заметно, как магически вино меняет обстановку.

Не могу не остановиться на творчестве замечательного русского импрессиониста К.А. Коровина (1861 – 1939). Для его работ характерны сочные мазки, богатая палитра, яркость света. При взгляде на его картины возникает ощущение полноты жизни, а натюрморты пропитаны солнцем, светом и теплом. Художник часто изображает цветы, фрукты, дополняя композиции графинами вина. Он как будто любуется игрой света и цвета, внешней красотой напитка, который на его полотнах становится частью полной красок жизни.


К.А. Коровин. "Розы, фрукты, вино" (1912)


К.А. Коровин. "Вино и фрукты" (1935)

Это было время огромных перемен в сознании людей, искусстве, ярко проявившихся в живописи. Люди начинают по-новому смотреть на мир в целом и конкретные вещи в частности. Во многом они отходят от классических канонов. Но как бы не менялось отношение к вину., традициям, связанным с его употреблением, оно всегда интересовало и продолжает интересовать людей, что и по сей день находит отражение в работах многих художников.

Комментарии4 комментария

grigorkin - 26 февраля 2012 в 22:45 #
grigorkin
Прекрасный обзор, Евгения! Действительно, вино зачастую являлось неотъемлемым атрибутом натюрморта и даже пейзажа! А сколько раз художники запечатлевали на своих картинах абсент...
evgeniya - 11 марта 2012 в 21:38 #
evgeniya
Без абсента не было бы, наверное, многих шедевров) Ван Гог и Гоген тоже не отказывались, и что получалось! В наше время существует целое направление - wineart. Это картины, постеры, рисунки, элементы декора, посвященные вину. самые разнообразные - от абстрактных натюрмортов с вином до сюрреалстичных девушек - бокалов и т.д. Иногда даже очень интересные)
grigorkin - 14 марта 2012 в 8:37 #
grigorkin
Приведешь примеры Wineart? :)
evgeniya - 10 апреля 2012 в 17:09 #
evgeniya
С удовольствием)
http://vinographia.ru/public/stimages/blog/1/1/23/2_27d2c76f2f.jpeg">http://vinographia.ru/public/stimages/blog/1/1/23/2_27d2c76f2f.jpeg" alt="" />
Special Blend I
Conrad Knutsen

Написать комментарий

Гость - сегодня в 6:05
Гость
Чтобы написать комментарий, войдите на сайт.
Карточка участника