Вино в живописи

evgeniya22 ноября 2011
Для романтического ужина, красивого вечера и просто для создания особой атмосферы мы отдаем предпочтение вину. Хорошее вино способно внести утонченность и некоторую загадочность в атмосферу, заставить время остановиться, оно обладает особой красотой, которую люди старались запечатлеть в музыке, литературе, живописи. Во все времена, в разных аспектах и интерпретациях.

Виноделие началось в античные времена, напитку придавалось большое значение, существовал целый культ бога виноделии Бахуса (в греческой мифологии – Диониса). В средние века, в расцвет религиозного фанатизма, подобное было недопустимо, а искусство должно было подчиняться церковным канонам. В период ренессанса возрождается интерес к античной культуре, мифологии, в работах многих великих художников появляются изображения Бахуса.

Одна из интереснейших картин принадлежит кисти Микеланджело Меризи да Караваджо (1573 - 1610).

Караваджо. Бахус. 1596

На картине изображен не типичный могучий бог виноделия, окруженный дикими животными, сатирами и нимфами. Он больше напоминает простого мальчика, одетого в костюм из виноградных листьев. В правом нижнем углу изображен графин с вином – непременный атрибут.
В эпоху барокко многие живописцы, в том числе и П.П.Рубенс (1577 – 1640) обращается к мифологической тематике, часто изображая не просто Бахуса, а целые сцены всеобщего пьяного веселья, безудержного и распутного (вакханалия).


П.П.Рубенс Венера, Купидон, Бахус и Гера 1611-12 г.г.


П.П.Рубенс Бахус 1638-40 г.г.

Отношение к виноделию античных людей сильно отличалось от христианского мировоззрения. В пришедшей на смену языческим верованиям религии плотские удовольствия считались грехом, не позволяющим человеку рассчитывать на спасение души после смерти. Естественно, отношение к вину сильно изменилось. Оно приобрело символическое значение в виде Святого Причастия. Теперь оно символизировало кровь Христа, а хлеб – его плоть. Особенно часто художники обращались к теме Тайной Вечери. Это последняя трапеза Христа с Его учениками. Именно на Тайной Вечере Христом было установлено главное таинство христианской веры — Евхаристия (греч. - благодарение), когда все верующие причащаются Тела и Крови Христа. Согласно христианской религии, в этом таинстве происходит соединение человека с Богом. В этот вечер Иисус объявил Своим ученикам, что один из них предаст Его.

Самое знаменитое изображение этого события принадлежит Леонардо да Винчи (1452 – 1519).


Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» (1498)

На столе – символические хлеб и вино. Но участники трапезы относятся к ней уже совершенно по-иному. Вино перестает быть напитком удовольствия и увеселения, перестает быть ценным само по себе.

Тайная вечеря изображалась многими художниками: Тинторетто (около 1592 года), Якопо Бассано (около 1546), Симон Ушаков (1685), Никола Пуссен (1647) и др. Эта тема интересовала и русских художников более позднего периода: Николая Ге (1863) и Александра Иванова (1824).

Александр Иванов. Тайная вечеря. 1850

Совершенно нестандартная трактовка сюжета принадлежит кисти Сальвадора Дали. Картина написана в 1955 году, она отдаляет зрителя от реалистичной обстановки и психологической оценки участников события, создавая молитвенную атмосферу, концентрируется на великом, сводя к минимуму частности (обратите внимание на убранство стола).

С. Дали. Тайная вечеря. 1955

Вино, однако, и в те времена было не только религиозным атрибутом, но и вполне светским напитком. Очень часто оно начинает появляться в жанровых сценах, портретах.

На картине Яна Вермеера «Офицер и смеющаяся девушка» изображена сцена общения молодых людей за бокалом вина. У меня создается ощущение, что мужчина пытается произвести впечатление на девушку, которая держит в руках бокал вина, помогающий ей вести себя более непринужденно. Обратите внимание на форму бокала, несколько непривычную сегодня: широкий, высокий, напоминающий треугольник.

Ян Вермер Делфтский. Офицер и смеющаяся девушка. (1657-1659)

То же можно заметить на картине Вермеера «Бокал вина». Девушка, явно не бедного сословия, держит бокал за самое основание, согласно этикету того времени.


Ян Вермер Делфтский. Бокал вина. 1661

Совершенно по-иному звучит тема вина в картине Рембрандта Хаарменса ван Рейна (1606—1669) «Блудный сын в таверне» (1635), где изображен сам художник с женой Саскией. Картина наполнена весельем, но это не пьяная античная вакханалия, это – упоение семейным счастьем. Посмотрите, как художник держит бокал вина! Он словно предлагает разделить его радость, выпить за их любовь. Рембрандт очень любил свою жену, их семейная жизнь была полна взаимопонимания и тепла, однако Саския умерла достаточно рано, и ее смерть художник переживал крайне тяжело.


Рембрандт и Саския на картине «Блудный сын в таверне» (1635)

В 17 веке в Испании появляется целый жанр живописи, изображающий бытовые сцены, вполне земные трапезы, встречи в тавернах – бодегонес. Вино – практически неотъемлемый атрибут этих полотен. Одним из самых известных художников, работавших в этом жанре, считается Диего Веласкес. Причем на картинах Крестьянский обед (1618), Трое за столом (1618) мы видим простых людей, на столе – скромная пища, а вино за обедом испанских крестьян – вполне обычная вещь. Еще раз обратите внимание, как женщина держит бокал.


Д. Веласкес. Трое мужчин за столом, 1618


Д. Веласкес. Крестьянский обед. 1618

Это лишь некоторые из знаменитых полотен. Охватить все невозможно, но совершенно ясно, что в отличие от других алкогольных напитков, вино всегда наделялось людьми особыми качествами, иногда даже магическими, в жизни людей оно занимало отдельное место не зависимо от того, сопровождало ли человека в радости, горе, повседневной жизни или религиозных обрядах.

Комментарии0 комментариев

Написать комментарий

Гость - сегодня в 7:14
Гость
Чтобы написать комментарий, войдите на сайт.
Карточка участника